TRAVEL-STORY.RU
 
Экспедиции | Летопись | Видео  

Экспедиция по поиску ранее неизвестных дольменов.

Часть II. Взятие высоты. Снежная страна. Первая находка.

Смотрите также:

3 января

Никак не привыкну к экспедиционному распорядку. Встаём раньше, чем первые лучики солнца появляются из-за гор. Всё-таки зима на дворе, световой день достаточно короткий, приходиться идти на такие жертвы, чтобы по максимум успеть до сумерек.

Утро

Утро

Солнце только показалось из-за гор, а мы уже на ногах.

Солнце только показалось из-за гор, а мы уже на ногах.

На первую половину дня у нас намечен маршрут к вершине горы Михайловка. Максимальная высота — 787 метров. На вершину идёт плохая, раздолбанная тракторами дорога. Другого пути на вершину нет. В районе вершины, в основном с южной стороны склона будем пытаться прочёсывать территорию пешком.

Дорога на вершину.

Дорога на вершину.

Дорога на вершину

Дорога на вершину.

Дорога на вершину

Дорога на вершину.

Не хочу сказать, что маршрут был супер сложным, но некоторые вещи нам доставляли радости. Чернозём, обильно пропитанный влагой и листвой налипал на 36’ дюймовые колёса, превращая их в мегаступы, устрашающе хлюпая. Казалось, что машина не едет, а как насекомое с присосками перекатывается по поверхности, постоянно приклеиваясь в нужном направлении. Местами край дороги переходил в серьёзный склон, обочина под весом машины могла легко съехать, завлекая за собой машину. В такие моменты все, кроме Сергея покидали машину, чтобы не рисковать по напрасну.

Через час с небольшим мы были на вершине. И тут нас ожидал первый сюрприз. Заднее правое колесо было спущено. Запаска была, но сам факт того, что пробили колесо на мягкой земле — немного озадачил.

Забегая немного вперёд, скажу, причиной прокола стал шип. Не металлический, нет. Обычный шип от растения вьюна, которых в горах столько же много, сколько крапивы в средней полосе России.

На вершине

На вершине.

Сергей начинает менять колесо, а мы делимся на две группы, проверяем рации и расходимся в разные стороны в поисках мегалитов.

Вид на Михайловский перевал с горы Михайловка

Вид на Михайловский перевал с горы Михайловка.

С высоты хорошо видно, на сколько сложный тут рельеф местности и как тяжело пришлось строителям, прокладывающим дороги в этом районе.

Вид на Михайловский перевал с горы Михайловка

Вид на Михайловский перевал с горы Михайловка.

Tayota Tacoma. На вершине с горы Михайловка.

Tayota Tacoma. На вершине с горы Михайловка.

Tayota Tacoma. На вершине с горы Михайловка.

Tayota Tacoma. На вершине с горы Михайловка.

Морозное утро, свежий, бодрящий воздух, в дали виднеется кромка моря, простирающая до горизонта. Чуть выше светит солнце, дарящая частичку тепла, так ценно воспринимаемую на пронизывающем ветру. Я понимаю, почему у многих захватывает дух в горах и заставляет снова и снова, преодолевая тяжеленный путь, рваться к частичке возвышенного. В прямом и переносном смысле.

Примерно через пару часов собираемся у машины, обсуждаем, кто, что видел. Ничего примечательно не нашли. Как говориться: «отрицательный результат — тоже результат». Впереди ещё половина светового дня. Отсутствие запаски не предрасполагает к серьёзным маршрутам. Было решено ехать по гравийной дороге до горы Колючки, для разведки маршрута на будущее. Перед этим предстояло ещё спуститься с горы. Моментами мне казалось, что спуск значительно сложнее подъёма.

Tayota Tacoma. Спускаемся с горы Михайловка.

Tayota Tacoma. Спускаемся с горы Михайловка.

Tayota Tacoma. Спускаемся с горы Михайловка.

Спускаемся с горы Михайловка.

Моментами, крутизна склона доходила до 50! градусов. Склизкая противная почва, облепляя обувку, затрудняя движение. На таких склонах я думал, что машина вот-вот не удержится, и как на саночках съедет в низ. Но на моё удивление, Tayota Tacoma хорошо реагировала на команды Сергея, чётко проходя сложные моменты.

Когда поднимались на гору, давление в шинах опускали до 0,6 атмосферы, что позволяло лучше цепляться за грунт. При таком низком давлении есть очень большой шанс срезать нипель при резком прокручивании камеры. Запаска всегда может выручить, но второй запаски у нас не было, поэтому спускались с горы при нормальном давлении, 2 атмосферы.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

От вершины горы Михайловка, до вершины горы Колючки — 11 километров, по прямой. Вроде смешное расстояние. А разница в пейзаже — колоссальная! Такое ощущение что мы попали в царство снежной королевы.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Глаз видит, а мозг не может насытиться окружающими видами. Даже высококачественные цифровые фотографии не передадут полностью того ощущения, которое захватывает, находясь на пороге снежного царства.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Ананов Сергей.

Ананов Сергей.

Tayota Tacoma

Tayota Tacoma (наверное, пора мне уже с представительства Tayot-ы брать деньги за рекламу :) ).

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Район горы Колючки.

Выехали на вершину хребта и встретили охотников. Господа явно не ожидали увидеть нас. Мы решили не упустить своего шанса, и распросить местных, как водится, самая ценная информация частенько поступает именно от местных жителей.

Местные охотники.

Местные охотники.

Охотники нам рассказали, что этот район на мегалиты достаточно беден, в районе вершин мегалитов или просто больших камней — нет. Показали направление на ближайшие мегалиты, что находятся по дороге к посёлку Широкая Щель. Мы точно не знали, есть ли указанные ими дольмены в нашей базе, поэтому решено было ехать до них и на месте сверять координаты с имеющимися в базе. А ещё охотники, как бы между прочим упомянули, что на соседнем хребте есть замок.

«Замок ?!», переспросил Борис.

«Замок!», в один голос подтвердили охотники.

Борис частенько лазил по этим местам, изучил район лучше любого местного, но о замке слышал впервые. По его виду было видно, что он обескуражен. Хребет с мистическим замком был на пути нашего следования, и мы не смогли отказать в удовольствии посетить старинное сооружение.

Замок.

Замок.

В скором времени замок предстал перед нашим взором. Вид был просто фантастический. Сразу стало понятно, что он как-то маловат.

Замок.

Замок.

Замок.

Замок.

Голубев Максим.

Голубев Максим.

Замок.

Замок.

Ананов Сергей.

Ананов Сергей.

Замок.

Замок.

Замок.

Замок.

При детальном рассмотрении таинственного замка, стало понятно, что всё это киношные декорации. Видимо летом 2004 года, здесь снимали кино. Возможно про Чечню. Т.к. охотники упомянули наличие танков, возле замка. Кино отсняли, а декорации так и оставили. Думаю, что с моей подачи, данное место может стать целью паломничества толкиенистов.

Координаты замка специально раскрывать не буду. Пусть это будет своеобразным испытанием, на пути к заветной цели.

Окрестности замка.

Окрестности замка.

Окрестности замка.

Окрестности замка.

Было интересно наблюдать, как Сергей пытался развернуть Tayot-у на узеньком хребтике, идущем к замку. Малейшая ошибка и слалом на пару сотен метров — обеспечен. Разумеется, желающих наблюдать за разворот из нутри машины, не нашлось :)

Tayota Tacoma. Сергей разворачивается на хребте.

Tayota Tacoma. Сергей разворачивается на хребте.

Риск съехать совсем не наигранный автором.

Риск съехать совсем не наигранный автором.

А вокруг — ляпота!

А вокруг — ляпота!

Солнце уже спускалось к горизонту, а нам надо было ещё успеть посмотреть дольмены, указанные охотниками.

Tayota Tacoma. Горные дороги.

Tayota Tacoma. Горные дороги.

Неповторимое чувство и постоянный адреналин в крови, когда едешь по горной дороге, а через пару метров слева и справа начинается крутой склон, уходящий в низ, в глубину тумана.

Т.к. всё найденное я очень подробно фотографировал, все фото сессии по дольменам вынесены на отдельные страницы. Каждый дольмен имеет обозначение, которое ему присваивается при занесении в каталог. Обозначение состоит из буквы «D» и цифры. Например, D1, D14 и т.п.

Вскоре, после спуска с горы мы выехали к разваленному дольмену(D44). Это первая находка по нашей теме, с начала экспедиции. Возможно на этом месте был не один дольмен, сейчас это уже тяжело идентифицировать без серьёзных раскопов.

Дольмен из группы D45.

Дольмен из группы D45.

Следующий дольмен, точнее группу из 2-х(или более) дольменов, нашли практически сразу. Как оказалось, в моей базе этой группы не было, но это уже давно известная группа дольменов, которая находится в верховьях посёлка Широкая Щель. Для общей статистической картины такие находки очень интересны.

Эта дольменная группа получил идентификатор D45.

Засекаем координаты, фотографируем со всех ракурсов и едем дальше. Надо поспешить, солнце уже скоро уйдёт за горы.

Tayota Tacoma. Едем домой.

Tayota Tacoma. Едем домой.

На последних минутах светового дня успеваем найти группу курганов-могильников(K1) и ещё одну разрушенную группу дольменов(D46), к сожалению, техника сбойнула и фотографии этих объектов были утеряны. Скорее всего виноват я, когда на ходу вытащил карту из ридера, не дав до конца скопироваться фотографиям на ноутбук.

Читайте далее: Часть III. Доблестная милиция охраняет и бережёт. В гостях у Римлян. Короткая дорога.

Возврат к списку новостей



Спонсоры проекта: