TRAVEL-STORY.RU
 
Экспедиции | Летопись | Видео  

5—12 января 2004 года. Саратов, Медведица.

Состав: Голубев Максим, Ананов Сергей, Смолина Вера.

5 января 2004 года

ВАЗ 2110 и JEEP Wrangler

В 8 утра, мы на 2-х машинах, по трассе М4 выехали в направлении Саратова. При выезде из дома была обнаружена первая проблема: в моей машине не работал моторчик омывателя лобового стекла. Разобраться с проблемой не было времени — вторая машина уже ждала в условном месте. Предвидя то, что возможно сломался или замёрз сам моторчик, я решил сразу купить новый на замену. В дороге такие мелкие поломки могут очень сильно испортить всё удовольствие от поездки или быть действительно опасными. В районе Москвы было мокро, грязь летела из под впереди идуших машин. Утром в начале 7-го я заскочил в единственно рабочий на МКАД-е магазин, хорошо, что нужный мне моторчик оказался в наличии. Встретились мы с небольшим опозданием, но это не важно, нам торопиться было не куда. Ночью в Москве было достаточно холодно и не до конца слитая накануне вода скорее всего замёрзла в патрубке и не давала моторчику омывать стекло. Была надежда, что на трассе разогревшийся двигатель растопит лёд в трубочках. Периодически останавливаясь для очистки лобового стекла, мы проехали 200 километров, надежна улетучилась, и надо было принимать коренные меры. Проблема ещё осложнялась тем, что в самом бочке для житкости вся вода на дне замёрзла и слить её было не возможно. Было решено найти небольшой шланг, в ближайшем «сервисе» на дороге это оказалось дефицитным товаром. Остановившишь у очередного гаража, я сторговался с хозяином на 20 рублях за бесценный товар. Слив воду и растопив кипятком лёд, нам удалось запустить систему омывания стекла. Моторчик оказался мёртвым, он не пережил такого обморожения. С души отлегло. Теперь удовольствие от созерцания окресностей в морозное утро не будет пропадать. А кругом было действительно очень красиво. В области немного подморозило и на всех ветках и травинках был пушистый иней.

Трасса на Тамбов

Jeep Wrangler

Jeep Wrangler

К обеду мы доехали до Тамбова. Город, в котором мы совсем недавно были. Единственное, о чём хочется упомянуть, так это то, что как и в прошлый раз мы немного поплутали. Даже имея автомобильный GPS со встроенной 2 километровой картой, нам пришлось спрашивать у местных жителей о правильном направлении на выход из бесчисленной череды друг на друга похожих улиц. Скорее всего проблема заключается в том, что кол-во вывесок и их информативность во всём городе явно не жалует проезжих путников. Желудок подсказывал, что пора уже плотно покушать и мы решили найти кафе в самом городе или на выезде из него. Проехав весь город мы так и не нашли кафе, только на выезде из города мы нашли заветную забегаловку, где и утолили свой голод.

Дорога резко ухудшалась. Не убранный снег на дороге, пурга, узкая дорога и встречные дальнобойщики с ослепляющей герляндой добавляли «прелестей» в жизни. Единственное спасение — колея до грунта, в которой и старались держаться. На скорости 80—100 километров в час, при выезде из колеи в густой снег машину начинало заносить дальше. Приходится прилагать определённые усилия, чтобы машину вернуть обратно в колею и не допустить выезда на полосу встречного движения. Особенно этот манёвр опасен, когда на встречке есть транспорт, незабываемое «удовольствие», когда расходишься со встречкой буквально в 20—30 сантиметрах.

Как правило, на трассе достаточно много колонок и я старался сжигать бензин по максимуму и выбирать колонки наиболее авторитетных фирм. Так было и в этот раз. Ближайшие пять колонок мне не особенно понравились и, как обычно бывает ,до шестой мне пришлось немного понервничать. Бензин уже кончался и очередная колонка оказалась не рабочей. На моё «счастье» за поворотом оказалась заправка фирмы «ЮКОС», чистая, освещённая, с цифровыми колонками. Колонка была совсем недавно запущена у поста весового контроля и кафе в старом вагоне электрички. Через десяток километров я начал подозревать, что у моей машины проблемы со сцеплением. При выжимании газа машина просто не тянула. Я начал подозревать возможность того, что дорога могла была быть сильно обледеневшей. и колёса просто прокручивались на такой скорости. Через некоторое время моя машина начала просто чихать и, в конце-концов выплюнув тучу гари, встала… Встала по середине трасы, до ближайшего населённого пункта десятки километров! Меня это особенно не радовало. После переговоров с Сергеем мы пришли к выводу, что причиной всех бед мог быть крайне некачественный бензин, который мы залили на колонке фирмы «ЮКОС». У джипа, при прогазовке пробило глушитель. Рёв стоял оглушительный. У джипа наблюдались те же симптомы, 190 сильный двигатель еле тянул 2-ух пассажиров. У моей машины, при езде по трассе, температура не превышала и 55 градусов. Из печки дул холодный воздух. Это всё говорило о том, что топливо горит крайне не охотно, и у нас есть все шансы не доехать до ближайшего населённого пункта — Борисоглебска.

Далее наш маршрут пролегал через Борисоглебск, Балашов в Саратов. Было решено ехать до упора и сегодня доехать до сегодняшней цели. Тем более, ночевать за сотню километров было не логично. Миновав по объездной дороге город Балашов, к часу ночи мы доехали до Саратова.

В Саратове нас уже ждали S. и Р.С.. Нас очень мило встретили и разместили в квартире. На следующее утро мы решили готовиться к поездке в село Белогорское, которое находится ближе к Медведецкой гряде и там было удобно остановиться и устроить базовый лагерь.

Вечером, когда уже все легли спать, закрывая глаза меня стало болтать из стороны в сторону, память мозга о том, что качка бывает не только на море, но и на дороге, густо занесённой снегом и покрытой ледяной коркой.

6 января 2004 года

?, Ананов Сергей, Смолина Вера

С утра собираемся, готовим снаряжение: верёвки, карабины, обвязки, приборы, аккумуляторы, рации, тепловизор, инфракрасные камеры и т.п. Разогреваем машины и отправляемся в путь. В центре города, коль скоро время было к обеду, решили плотно пообедать.

ВАЗ 2110 и Jeep Wrangler

Ананов Сергей, Смолина Вера

Кушали в студенческой столовой. Своеобразная экзотика. Я купил себе два салата, гречку, картошку, два компота и за всё это заплатил 21 рубль! Невероятно мизерная сумма по меркам Москвы.

На трассе - туман

На трассе к временному лагерю нас застал густой туман. Видимость была около 50-и метров, с наступлением темноты видимость упала до 10—20 метров. Дальний свет было включать без толку, низко стелящийся туман создавал белую, непроглядную пелену. Так как нашего поворота на карте GPS не было, и ,чтобы не пропустить его ,нам пришлось ехать очень медленно. Обгоняющие нас машины, буквально через несколько секунд растворялись в белой мгле.

При подъезде к селу Белогорское, по разные стороны дороги свисали, как бы кланяясь, пушистые деревья. Резко возникший поворот под прямым углом заставил водителей разворачиваться с использованием ручника на скольской дороге.

Jeep Wrangler

18:30 мы были уже на месте. Семья из дедушки Гены и бабушки Лиды, уже в потёмках встечала нежданных путников. Давно я не был в настоящем деревенском доме, с двумя печками, неровными стенами, дверьми до подбородка и веретеном в коридоре.

Печка

Печка

Печка

Прялы

По дому бегали две кошки, у печки в ободранном тазике лежали заготовленные дрова. В кухне пахло свежеиспечёнными пирогами. На стареньком диванчике, покрытом одеяльцем, лежал агитационный плакатик недавней предвыборной компании.

Вечером, перед ужином мы спланировали свой маршрут на завтра. Определились со стратегией. Во время ужина выключили свет. Хозяин достал уже заготовленную керосиновую лампу времён 40-х годов. Как выяснилось, последнее время отключения света происходят практически каждый вечер, но не на долго. Уже через час электричество дали.

7 января 2004 года

С самого утра было решено съездить на месную достопримечательность — бездонную дырку в земле(50гр. 38.390’ СШ 45гр. 37.243 ВД 189 м), которая находится буквально в полутора километрах от места нашей дислокации. Проводником был хозяин дома.

Jeep Wrangler

Утром густой туман покрыл и низину, в которой расположилась деревня. И даже местный житель не смог сразу сориентироваться, где правильная дорога до нашего первого объекта. Чувствуя, что поиски пешком могут затянуться, мы на джипе стали ездить змейкой по району, в котором предполагалось найти дырку.

Примерно минут через 20 мы выехали на провал, чуть не наехав на него. Дыра была действительно внушительная! Края горловины дырки были обвалены. Внешний диаметр был около 2 метров. Изучив структуру дальнейшего хода в глубь и опросив свидетелей, мы пришли
к выводу, что это было сделано геодезическим буром при проведении противооползневых работ.

Дырка в земле

По сообщению очевидцев, дырка в земле появилась в конце 60-х годов, первоначальный диаметр был около 60-и сантиметров. Глубину никто не измерял, но когда бросали камни, звука от падения не слышали. Поэтому и решили, что дырка «бездонная». Все эти данные чётко совпадают с габаритами самого бура. Его диаметр 60 сантиметров, длина — 30 метров.

Как правило, после проведения работ, вход заделывали «пробкой». Возможно пробку и сделали, но со временем, она могла провалиться, и людям показалось, что дырка возникла случайно. По рассказу геолога, такие дырки могли делать даже на дорогах, где провал самой пробки практически гарантирован.

Тюрьма Разина

Тюрьма Разина

Тюрьма Разина

Тюрьма Разина

Тюрьма Разина

Тюрьма Разина

Тюрьма Разина

Палатка рыбаков

Утёс Разина

Следующим пунктом нашего маршрута была пещера Степана Разина (50гр. 36.582’ СШ 45гр. 39.742’ ВД -25м).
Подойти к пещере сверху нам не удалось, т. к. был очень крутой склон и подмёрзшая почва. Альпинистского снаряжения мы с собой на всех не взяли, поэтому было решено заехать со стороны реки Волги и пройти к самой пещере по льду. Овраг в простонародье называют «Тюрмой» (Разина). В те давние времена, когда здесь дислоцировался Разин, в качестве укрытий и помещений служили подготовленные пещеры во внутренних склонах ущелий. В одной из таких пещер и была тюрьма. Саму пещеру засыпали в середине нашего века, как говорят, местные ребятишки лазили туда и вытаскивали утварь, одежду и оружие того времени. После того, как некоторые там заблудились и не вышли, пещеру решено было засыпать. Эту информацию не подтвердили хозяева дома, в котором мы жили, но структура обвала у предполагаемого входа говорила о том, что он искусственный. Как мне объяснили, это могли сделать специальными, Г-образными зацепами, привязанными к трактору. Зацеплялись стены справа и слева от входа и сваливали грунт на вход. Или могли просто подорвать, заложив заряды с двух сторон от входа, чтобы несущие стены осели и образовался завал.

Пещера Разина

Недалеко мы обнаружили ещё один заваленный вход(50гр. 36.448’ СШ 45гр. 39.667’ ВД -4м) со следами старой лестницы на каменистом склоне. Хотя, то что это лесница, мне верится с трудом. Если конечно не учитывать, что возможно ей уже не одна сотня лет. Рядом со ступеньками были специфичные карнизы на склоне, существование которых может говорить о том, что ранее это был действительно целый комплекс с подходом сверху.

На одном из склонов, во время прочёсывания, мы наши свежие раскопы (50гр. 36.367’ СШ 45гр. 39.608’ ВД -18м). Но зачем копали именно в том месте и кто, для нас пока остаётся загадкой.

Прочесав ущелье практически до конца, мы вернулись к «Тюрьме Разина». Детальный осмотр выявил наличие теплового выхода из одной щели, чуть выше предполагаемого, ныне заваленного входа. Это может говорить о том, что сам завал не очень основательный, и совсем недалеко находится пустота, тёплый воздух из которой выходит наружу. Для подтверждения этого нам даже не понадобился тепловизор. Теплый воздух мы чувствовали руками, на небольшом морозе не почувствовать его было не возможно. Так как сам завал не стабилен, т.е. некоторые каменные формирования над завалом держатся на добром слове, все работы по раскопу было решено проводить в следующий раз. В специально подготовленной экспедиции, с большим количеством людей и с соблюдением всех правил предосторожностей от обвалов.

Из сообщения местных жителей мы также узнали, что в начале века, когда по территории предполагаемой пещеры проезжала повоздка с лошадью, то колесо повозки провалилось в яму, еле вытянув повозку, крестьянин учуял из образовавшейся глубокой дыры запах тухлой солонины.

Полностью обследовав район «Пещеры Разина» мы двинулись назад к джипу. По пути к джипу, у нас сработал датчик радиации. Превышение фона составило в 2 раза. Стоит отметить, что датчик радиации сработал и по пути к пещере. Только после детального изучения фотографий в этом месте, мы заметили странное облако, на расстоянии нескольких метров от земли. Изучение спектрального излучения пока продолжается, о результатах и наших выводах будет сообщено чуть позже.

Голубев Максим

Утёс Разина

Дурман

Дурман

Дурман

Дурман

На вторую половину дня у нас была спланирована поездка в не менее интересный район. После небольшого перекуса на берегу Волги и фотографирования древнего Дурмана мы поехали к следующей цели. Наш путь к федеральной трассе пролегал мимо нашего места дислокации. Отъехав 8 километров от деревни мы услышали сильный хруст в нижней части джипа и Сергей сразу остановил машину. Сергей быстро заглянув под джип, на лице его отразилось огромное изумление и разочарование.

Выпал карданный вал

Выпал карданный вал

В такую поломку опытный пилот мог поверить только в самом крайнем случае. Именно этот случай и произошёл с нами. Выпал карданный вал переднего привода из-за того, что карданный вал немного вышел из посадочного места, а шлицы, которые продолжали осуществлять захват с мостом, не выжержали нагрузки и сточились. Картина выглядела удручающе. Вокруг был небольшой туман и было холодно. Немного посоветовавшись, мы решили, что Сергей и Р.С. остаются с машиной, а все остальные идут назад в деревню, собирают все вещи в ВАЗ 21100 и приезжают на место поломки. Дорога оказалась долгой. В итоге получилось, что мы успели отъехать на 8 километров. В сильный ветер и мороз, по туману, это была дорога не из лёгких. Как мы потом выяснили, что к сломавшейся машине выходил волк из леса. Но у этой группы было ружьё, и они могли спрятаться в машине; а у нас то не было ружья и бежать нам не куда было. Если только до деревни, несколько километров, если бы успели… По дороге я успел связаться с представителем КОСМОПОИСКА в Камышине, и он пообещал помочь с эвакуацией нашего джипа на газели до Камышина.

Буксировать джип на жигулях было безполезно — он весил почти в два раза больше моей машины и я просто не смог бы тронуться с места. План был понятен, осталось только быстро собраться и вернуться к сломавшейся машине. Добравшись до деревни мы быстро собрались и выехали на выручку оставшимся членам команды. Уже почти доехав до места поломки ,я разглядел в тумане фары джипа, видимо сигналят, чтобы мы не въехали в них в тумане, подумал я. Но нашему удивлению не было предела, когда мы поняли, что джип едет нам на встречу. Прошло почти два часа с момента нашего расставания. Сергею и Р.С. удалось на морозе, лёжа на снегу, снять карданный вал, идущий с раздаточной коробки до переднего моста. Упростив таким образом машину они смогли поехать, используя только задний мост.

Вокруг уже темнело и куда-то ехать было уже не разумно — мы решили возвращаться в деревню, к бабушке и дедушке, с которыми уже распрощались. Передав по SMS в Камышин благодарность за оперативное предложение оказать помошь, мы тронулись на старое место дислокации.

Историческая справка.

Старый дурман. 1870 гг. «Старый дурман» — зто одно из 7 заброшенных сел, на печи производили из местных меловых пород алебастр, довозя по узкоколейке до пристани на коренной Волге, но при создании Волгоградского водохранилища пристань и узкоколейка были затоплены, производство приостановилось, село вымерло.

Продолжение. Часть II.

Возврат к списку новостей



Спонсоры проекта: